Мониторинг МРЭО

Федерация автовладельцев России и Общество защиты прав автомобилистов провели мониторинг качества оказания государственной услуги при регистрации транспортных средств в 18 регионах РФ.

12

В целом, подразделения ГИББД, оказывающие госуслуги по регистрации транспортных средств, более открыты и информативны по сравнению с другими службами МВД.
Реализация программы «Доступная среда» для людей с ограниченными возможностями проходит недостаточными темпами. Это связано с высокой стоимостью технической реализации, неприспособленностью помещений, множество МРЭО арендуют помещения и площадки у коммерческих структур. Однако, почти во всех подразделениях реализована система «горячего вызова» для инвалидов – специальные кнопки или телефоны для вызова сотрудников, которые принимают документы для получения госуслуги.
Такая система экономически оправдана, МРЭО, которые мы исследовали, в зависимости от региона, в год принимают 4-5 человек с ограниченными возможностями.

13

144

Граждане недостаточно информированы о возможностях и механизме получения госуслуги через портал gosuslugi.ru. В зависимости от региона, количество услуг, оказанных через регистрацию на портале, не превышает 10%, а в среднем — 4-6%. В условиях оптимизации расходов многие подразделения отказываются от отдельного окна для заявителей, пользующихся порталом госуслуг.

В ряде регионов идет поиск повышения качества предоставления услуг регистрации.

В ряде московских регистрационных подразделениий успешно реализуется система «одного окна», здесь проводится подготовка документов перед их приемкой на оказание госуслуги.

В Санкт-Петербурге для посетителей МРЭО в инициативном порядке разработали и применили форму удобной навигации при поиске образцов нужных документов, которых десятки на информационных стендах. В отдельный перечень, по каталожному типу собраны названия всех регламентных документов, они пронумерованы, а вывешенные образцы этих документов обозначены теми же цифрами, что и в «каталоге». Благодаря этому посетители МРЭО затрачивают на поиск нужных образцов минимум времени.

В некоторых МРЭО Новосибирска организованы «детские уголки», в фойе на телевизионных экранах транслируются видеоролики, пропагандирующие безопасность дорожного движения, пошаговую видеоинструкцию, объясняющую, как получить государственную услугу от МРЭО, через портал gosuslugi.ru, регулярно проводят опросы, дающие возможность выводить оценку автовладельцев качества оказанных услуг.

16

15

В Калуге и других регионах руководители МРЭО по собственной инициативе устанавливают системы, которые помогают водителям проверить наличие неоплаченных штрафов, устанавливают удобные стенды, где описан порядок получения госуслуги.

В ряде регионов реализована система выдачи регистрационных номеров по принципу случайного выбора. Это повышает уровень доверия к МВД. Однако, доверие во многом дискредитируют «красивые» номера на автомобилях сотрудников МРЭО, стоящих на служебной парковке.

Действующим законодательством запрещается оказание коммерческих услуг в государственных учреждениях. Но посетителей подталкивает прибегать к более быстрому, коммерческому пути ряд причин, например, то, что процедура согласования установки платежных и банковских систем в подразделениях МРЭО забюрократизирована. В Ярославле больше полугода согласуется установка платежных терминалов, и граждане вынуждены оплачивать госпошлины в отдаленных от МРЭО местах, соответственно, время на оказание государственной услуги увеличивается и превышает регламентированные сроки.

Оценку качества представляемых госуслуг по своей методике проводит Департамент развития электронного правительства Минкомсвязи. Его требование один раз в две недели обновлять перечень вопросов и ответов считаем избыточным, т.к. вопросы типовые.

Большинство руководителей МРЭО в регионах, в которых проводились исследования, внимательно относились к выявленным недостаткам и оперативно их исправляли. Уже во время проведения мониторинга дополняли информационные стенды отсутствовавшими образцами документов, удаляли объявления с не предусмотренными регламентом требованиями предоставлять копии документов и т.п.

17

Вместе с тем, в ряде региональных МРЭО информация для посетителей разрознена, труднодоступна или не полная. Наиболее распространенные нарушения:

  • условием регистрации выдвигается необходимость предоставлять ксерокопии документов;
  • на информационных стендах отсутствует предписанная Приказом МВД №605 информация, включая «телефон доверия» МВД;
  • персонал МРЭО работает без бейджей;
  • отсутствуют в шаговой доступности терминалы для оплаты регистрационных госпошлин;
  • не организована система электронной очереди.

Пример последствий. В Санкт-Петербурге отсутствие системы электронной очереди и недоступность бланков заявлений вынуждают заявителям обращаться за платными услугами коммерческих структур, при том, что подготовка документов для регистрационных действий стоит от 2700 до 4800 руб. Многие жители города традиционно считают, что госуслугу невозможно получить за одну только стоимость пошлины, без переплаты.

При поведении повторных обследований работы МРЭО (по прошествии достаточного времени для устранения ранее высказанных замечаний) сохранялись требования предоставлять ксерокопии документов, сотрудники продолжали работать без бейджев, например, казанских и московских МРЭО.

18

Несистемные недостатки:

  • В Костроме и Новороссийске отделы регистрации и площадки для осмотра автомобилей расположены в разных концах города, и время в пути от одной точки к другой занимает около часа.
  • Допускаются нарушения очередности выдачи регистрационных знаков. В МРЭО Екатеринбурга на экране монитора зафиксирован внутренний документ выдачи «красивых» номеров.
  • В Казани туалеты в МРЭО платные – 10 руб.

Предложения ФАР, направленные на улучшению качества госуслуг, предоставляемых МРЭО:

Следует ускорить внедрение систем электронной очереди, оплаты госпошлин, установить порядок произвольной выдачи регистрационных номеров, систематически контролировать его выполнение, установить и применять меры ответственности за нарушения.

Искоренять навязывание дополнительных платных услуг. Для установки в помещениях МРЭО аппаратуры платежных систем, предназначенных для оплаты госпошлин, упростить процедуру согласований их установки и подключения.

Активно популяризировать среди населения использование портала госуслуг для проведения регистрационных действий в МРЭО. Считаем, что усилий одного МВД для этого недостаточно, следует искать возможность привлечь к этой работе ресурсы Минкомсвязи, обратиться за содействием к СМИ.

С уважением, коллектив ФАР и ОЗПА

Комментирование и размещение ссылок запрещено.