«Звездный» знак качества

В последнее время ценовые «тиски» на рынке розничной реализации нефте-продуктов зажались до такой степени, что главным вопросом для мелких операторов стало не столько привлечение новых клиентов и увеличение прибыли, сколько сохранение хотя бы текущих позиций и выживание. К сожалению, во многих регионах страны мелкие сети и АЗС-одиночки, дабы не обанкротиться, прибегают к «бодяжничеству». Но у тех, кому важна репутация и кто во главу угла ставит качество, теперь будет возможность заявить о себе посредством «звезды»…

В скором времени по всей территории России начнет действовать Программа добровольной сертификации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), которая предполагает категорирование АЗС по «звездам». Государственный стандарт в рамках данной Программы уже прошел вторую редакцию и на данный момент идет его общественное обсуждение на сайте ведомства.

Разработчиком ГОСТа стала Федерация автовладельцев России (ФАР). САЗС пообщалась с руководителем ФАР Сергеем Канаевым и узнала все нюансы предстоящего нововведения.

Совершенство на 5 баллов

Итак, согласно Программе добровольной сертификации, категорирование АЗС будет разделено на пять классов по нарастающей:
• 1 звезда – базовый класс,
• 2 звезды – эконом,
• 3 звезды – стандарт,
• 4 звезды – комфорт,
• 5 звезд – премиум-класс.

Для получения одной звезды, со слов Сергея Канаева, будет необходимо:
• обязательное проведение проверки качества топлива,
• наличие соответствующей информационной стелы,
• обязательное наличие уголка потребителя.

Т.е. все те стандарты, которые по правилам эксплуатации должны быть на любой АЗС согласно законодательству РФ, включая закон «О защите прав потребителей».

Тогда как «пятизвездочный» премиум-класс предполагает наличие:
• альтернативных видов топлива,
• определенной системы оплаты и качества сервиса.

Т.е. это уже должна быть не просто АЗС, а автозаправочный комплекс. В эту категорию заложено развитие комплексов до многофункциональных центров оплаты платежей, как это сделано во многих передовых странах. «У нас это пока не развито, и предлагается на очень ограниченном количестве АЗК некоторых ВИНК», – объясняет господин Канаев.

Промежуточные же классы категорирования на данный момент еще дорабатываются, в т. ч. в рамках общественного обсуждения: «Как только обсуждение будет завершено, а это будет в середине февраля, мы сможем озвучить конкретные критерии по классификации, которые войдут в ГОСТ», – сообщил руководитель ФАР.

Следует отметить, что данная сертификация не предусматривает присвоение звездной категории оптом: подвергаться проверке и получать свою «звезду» будет каждая отдельно взятая станция, будь то АЗС ВИНК или станция независимого оператора.

По чем «звезда» для АЗС?

Как сообщил Сергей Канаев, на данный момент цена мероприятия составляет в годовом эквиваленте не более 35 тыс. руб. В эту сумму входит стоимость:
• проведения проверок,
• инспекции,
• подготовки документов,
• внесения на карту,
• ведения базы,
• предоставления сертификатов.

Процедура сертификации будет единообразной по всей территории России. Сейчас совместно с Росстандартом разрабатываются и в обязательном порядке патентуются соответствующие знаки. «Изначально приоритетным был вопрос о четко зафиксированной и приемлемой стоимости мероприятия: чтобы сертификация была доступна как самым мелким операторам – владельцам одной-двух станций, так и крупным сетям», – подчеркивает руководитель ФАР.

Не удивительно, что ВИНКи к данной инициативе отнеслись позитивно. На сегодняшний день, по расчетам ФАР, средняя классификация отечественных АЗС, принадлежащих ВИНКам или крупным компаниям, имеет в основном 3-4 звезды, что составляет не более 30-35% от общего количества российских АЗС. Стоит отметить возможность корректировки результатов сертификации и повышение категории в случае, если АЗС будет развивать свою инфраструктуру и качество сервиса.

Взаимовыгодное мероприятие

Как сообщили в ФАР, в добровольную сертификацию заложена система стимулирования, а не наказания. Эта система, кроме очевидной пользы для потребителя, выгодна также и Росстандарту, как организации, осуществляющей контроль на рынке нефтепродуктов. Ведь компания, которая соглашается на добровольную сертификацию, соглашается и на добровольное инспектирование в течение всего срока действия договора (3 года), а это значит, что проверка может быть внезапной.

Но и сама компания, принимая участие в данном мероприятии, получает свои «бонусы»:
– во-первых, она заявляет о своем классе;
– во-вторых, о ней узнают потребители, ведь данная сертификация предполагает размещение информации на картах таких интернет-гигантов, как Mail.Ru и Yandex, что очень серьезно усиливает позиции компании;
– в-третьих, повышается имидж компании в глазах потребителей, а значит – возрастает лояльность клиентов к АЗС.

Но, что самое важное, несмотря на то, что классификация в основном относится к качеству сервиса, в первую очередь она должна повлиять на качество топлива. Потому что даже для получения одной звезды необходимо проведение лабораторных исследований качества нефтепродуктов. И даже если учесть, что в момент проведения сертификации на АЗС может быть залито «особое» топливо, компания, как уже сказано выше, будет подвергаться внезапным и внеплановым проверкам.

«У нас нет задачи заменить собой контролирующие органы: все, что касается проведения рискориентированных проверок – это работа соответствующих структур, – уточняет Сергей Канаев. – В наши же обязанности будет входить выделение законопослушных операторов, торгующих качественным топливом, от тех, кто торгует бодягой».

При проведении данной сертификации в части проверки качества нефтепродуктов будет учитываться только соответствие топлива 5 классу. Такой подход, по мнению ФАР, приведет к стимулированию повышения качества продаваемых нефтепродуктов.

На вопрос САЗС о возможности проведения теста на качество нефтепродуктов в регионах, где нет испытательных лабораторий, в ФАР сообщили, что на сегодняшний день Росстандарт разрабатывает экспресс-анализаторы, которые позволяют проверить основные показатели топлива. Такие приборы будут у инспекторов, аккредитованных в Росстандарте. Также сейчас уже есть возможность брать пробы из пистолета, что серьезно облегчает получение сертификата.

Старт назначен

Как сообщил господин Канаев, в ФАР надеются, что ГОСТ в рамках Программы добровольной сертификации будет принят в марте текущего года. Возможно, к марту в документ будут внесены еще какие-либо дополнения, но они не коснуться стоимости проведения мероприятия.
После утверждения стандарта Федерацией автовладельцев России в течение месяца будет подготовлена и представлена согласно принятым критериям соответствующая система, которая позволит уже с мая приступить к проверкам АЗС. Осуществлять сертификацию будут либо аккредитованные в Росстандарте организации, либо Росаккредитация – окончательного решения по этому вопросу пока нет.

Также, как сообщили в ФАР, после принятия ГОСТа в качестве вспомогательного ресурса будет внедрено соответствующее мобильное приложение.

Благимиделами…

Что ж, данная инициатива и впрямь выглядит как благое дело: наличие звезды на АЗС для автомобилистов – гарантия качества топлива; для оператора станции – реклама и дополнительное конкурентное преимущество; для Росстандарта – возможность проведения внеплановых проверочных мероприятий. И, возможно, в некоторых странах этот перечень преимуществ так бы и закончился «на позитиве». У нас же есть традиционное русское «Но!»: а что с коррупционной составляющей? На этот вопрос Сергей Канаев ответил категорично: «Данное мероприятие и так имеет пятиступенчатую систему защиты. Количество людей, имеющих доступ к системе, ограничено, и они все, естественно, обозначены. Также есть еще несколько секретов, которые подразумевают контроль. Что же касается качества сервиса – здесь все и так понятно: невозможно внести в данные то, чего нет, так что коррупционная составляющая минимальна, ведь и так видно, есть ли определенный сервис на станции или его нет. Мы считаем, что все риски в этом плане по максимуму минимизированы, и надеемся, что все опасения, которые сейчас есть, развеются с приходом и реализацией этого проекта».

САЗС также надеется, что данная система сертификации не даст сбой и «звезды» под гнетом «тугого кошелька» не превратятся в пыль…

Журнал «Современная АЗС», http://www.sovazs.com

Комментирование и размещение ссылок запрещено.