Штрафной батальон: за дорожные камеры в кустах хотят наказывать рублем

Автоштрафы с дорожных камер, установленных с нарушениями, будут считаться недействительными. Такие поправки в законодательство разрабатывают Минтранс, МВД и комитет по транспорту Госдумы. Парламентарии также предлагают включить в КоАП нормы, которые позволят привлечь к ответственности должностных лиц — в том числе за камеры, спрятанные в кустах. Требования к установке комплексов фотовидеофиксации уже описаны в ГОСТах и других документах, но все они пока носят рекомендательный характер, отмечают эксперты.

Камеры-невидимки
Комитет по транспорту и строительству Госдумы совместно с Министерством транспорта и МВД дорабатывает законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части повышения уровня безопасности дорожного движения», сообщили «Известиям» в пресс-службе Минтранса.

— В качестве обеспечительной меры предлагается исключить вынесение штрафов за нарушения, выявленные камерами, установленными без соблюдения проектируемых (разрабатываемых) требований, — сказал представитель ведомства.

В Минтрансе напомнили «Известиям» о разработанной в прошлом году методике перераспределения мест размещения камер. Она, в частности, регламентирует расстояние между комплексами: не менее 5 км на загородных трассах и не менее 1 км в городе. Также рекомендуется использовать приборы, фиксирующие сразу несколько нарушений, и менять места их дислокации в случае снижения количества нарушений на участке (более чем на 80%).

По словам представителя Минтранса, рекомендации утверждены проектным комитетом нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и направлены в субъекты РФ. Основные технические требования к размещению камер, предусмотренные методикой, планируется заложить в закон об автодорогах, отметили в ведомстве.

Как ранее писали «Известия»неправильная установка камер приводит к искажению показаний приборов. В итоге автомобилистам приходят несправедливые, а порой и абсурдные штрафы (например, фиксация скорости выше технических возможностей автомобиля). Также повсеместно, особенно в регионах, сохраняется практика установки устройств в местах наибольшего трафика, а не на аварийных участках, также остаются попытки спрятать комплексы фиксации от автомобилистов — в кустах и за остановками общественного транспорта, отметил координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов.

Зампред комитета по транспорту ГД Владимир Афонский рассказал «Известиям», что в рамках доработки законопроекта планируется предусмотреть административную ответственность за такие нарушения.

— Должна быть ответственность должностных лиц за немотивированную установку камер на неаварийных участках, особенно в регионах, где действуют концессионные соглашения с частными структурами. Это мы обязательно сделаем, — добавил депутат.

По его словам, соответствующие поправки будут внесены в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), их планируется разработать к осенней сессии. Размер штрафов пока не обсуждался, добавил он.

«Известия» направили запрос в пресс-центр МВД.

Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ…» был внесен в нижнюю палату парламента еще в 2017 году и принят в первом чтении в январе 2018-го, следует из базы ГД. С тех пор движения по нему не было. В пояснительной записке говорится, что документ закрепляет в нормативной базе термин «аудит безопасности дорожного движения» и порядок его проведения. Документ также дополняет закон об автомобильных дорогах положениями о технических средствах автоматической фиксации нарушений ПДД.

Необязательные требования

На камеры сегодня приходится более 80% выявленных на дорогах нарушителей, свидетельствуют официальные данные ГИБДД. Так, за прошлый год из 117,2 млн оштрафованных автовладельцев 97,3 млн получили «письма счастья». Общая сумма выписанных штрафов составила 106,5 млрд рублей. В 2019 году за водителями следили более 16 тыс. камер, в том числе 3,8 тыс. — передвижных, на «треногах». Часть комплексов автоматической фиксации нарушений установлены с привлечением частных инвесторов в рамках концессионных соглашений. Причем доход компаний зачастую зависит от количества собранных штрафов («Известия» ранее писали об этом). Частные камеры устанавливались, например, в Московской, Рязанской, Самарской, Тамбовской, Тульской, Астраханской, Курганской, Тюменской областях.

Технические требования к камерам и правила применения закреплены в двух национальных стандартах от 2016 года, сказал «Известиям» эксперт по комплексам фотовидеофиксации Григорий Шухман. А в регламенте МВД по надзору за дорожным движением упоминается только один из них — в частности, он предписывает появление камер на участках с тремя и более ДТП за год. Особенности установки и эксплуатации устройств автоматической фотовидеофиксации также указаны производителем в технической документации.

Однако все эти документы, включая методику, о которой говорил Минтранс, по словам Григория Шухмана, носят рекомендательный характер — наказания за их нарушение не предусмотрено. Если оно будет введено, то контроль за соблюдением правил установки и эксплуатации камер смогут осуществлять сотрудники ГИБДД или Ространснадзора, добавил он.

Ссылки на методику Минтранса, так же как и на разработанные ранее рекомендации МВД по эксплуатации камер (в частности, предписывается отключать их в снег, дождь, туман), необходимо включить в КоАП — иначе закон не будет работать, уверен Петр Шкуматов.

Введение штрафов для недобросовестных должностных лиц и операторов комплексов фотовидеофиксации поддержали в Федерации автовладельцев России (ФАР). Ответственность должна быть обоюдной: как для автомобилистов за нарушения ПДД, так и для тех, кто работает с камерами, сказал «Известиям» руководитель ФАР Максим Едрышов. По его мнению, также необходимо разработать и внедрить в России механизм общественного контроля за работой камер.

 

Источник: Известия

Комментирование и размещение ссылок запрещено.